Сегодня у нас в школе

Сегодня у нас в школе стояла тишина. Проходя по коридорам, которые в обычную среду нередко оглашались криками детей.

Именно криками. У нас в школе для детей с ОВЗ иногда так кричат, что если бы стекла могли сбежать, они обязательно сделали это. А так остаются в рамах, дрожат, морщатся болезненно. Очень уж громко.

Но сегодня тут было как в некоторых сценах фильмов про Гоголя – тех, где темно, мрачно и что-то грядет. Это наше здание отдали для сдачи школьниками ОГЭ по русскому языку.

Посмотрел я немного на этих юных парней и девчонок. На их экзаменаторов, регистраторов, сопровождающих. И подумал о преувеличенной важности оценок, которую сохраняют в современной системе образования и все еще поддерживают в некоторых семьях.

Я вот работаю с детьми, которые по поводу оценок не переживают. Они оценки эти видали в самом отдаленном углу самого непосещаемого сервера в Майнкрафте 🙂

И родителям их оценки по барабану – потому что некоторые дети не умеют даже разговаривать (и не факт, что когда-то будут). Какая там золотая медаль, какой им ОГЭ?

Если рассматривать с точки зрения воздействия, “мотивации кнутом” – то да, ситуация как у римлян с непобедимым до поры до времени Карфагеном. Тем более, что мы не имеем права ставить двойки в электронный журнал. Вообще.

Если рассматривать с точки зрения работы с конкретными детьми – это реальность. В которой нужно искать другие способы взаимодействия с учениками, когда пугать двойками не получается.

В 1 классе той школы, где учился Руслан, оценки не ставили. Это повсеместное правило, а в некоторых школах оно действует даже до 4-го. Так учителя придумали ставить смайлики – веселые тем, кто молодец, грустные, тем, кто не такой молодец. Чтобы не расслаблялись 🙂

В общем, одна из причин перевода нашего сына на семейное обучение – эта история с оценками. А точнее, политика вечного сравнения: “Узрите Машу, она отличница и лучше всех вырезает круг! А ты, Сережа, вырезаешь круг криво и рисуешь в тетради танчики, ты станешь двоечником и дворником!”

Лично я с раннего детства привык, что родители не сравнивали меня с одноклассниками и друзьями. Видимо, им было важнее вырастить меня здоровым и счастливым, чем показать мое несовершенство. Или несоответствие образцам и эталонам, достойным хранения в Палате мер и весов в городе Севр.

Поэтому и своего ребенка я никогда не сравниваю, не ставлю ему в пример других детей. Когда Руслан в 1 классе рассказывал мне “А вот тот поступил так-то и сказал то-то”, я ему всегда отвечал “Мне важен ты и интересно, как поступаешь ты. Остальные не волнуют, пока не мешают тебе жить”.

А потом мы забрали его из школы. Конечно, были причины помимо вечного сравнения (кстати, Юля недавно написала в инстаграме целый пост на эту тему, почитайте, там подробно).

Например, нежелание заставлять маленького человека несколько часов находиться в обществе сверстников, с которыми он не связан ничем, кроме необходимости сидеть за партой, не-бегать и не-играть.

Это не социализация, а помещение в искусственные условия, если что 🙂 А с социализацией у нас все круто – кто знает Руслана, тот поймет. Кто нет – коротко напишу: он знает почти всех бабушек, дворников и таксистов (это помимо детей разных возрастов и их родителей) в округе. И общается с ними.

Не устраивало нас и ежедневное взаимодействие с учительницей – усталой, измотанной многолетним преподаванием в школе женщиной, недовольной и работой, и жизнью, вечно срывающейся на детей.

Однажды за негромкий разговор в коридоре, во время урока (возвращались из актового зала после репетиции концерта к 8 марта и девочки на эмоциях разговорились) – она заставила детей стоять рядом с партами, молча и неподвижно, минут 10.

А на перемене – не отпустила из класса и заставила продолжить урок, чтобы наверстать то, что они пропустили, пока стояли. Это первоклашек, маленьких еще совсем, которые и за 40 минут устают.

Знаете, и страшен даже не сам ее поступок, а реакция большинства родителей. Они говорили и писали: “А что тут такого, мы и сами в детстве стояли?”

Мы же хотели дать возможность Руслану самому выбирать, с кем ему проводить время и разговаривать. И делать это в течение всего дня, а не только после школы.

А чтобы условия не получились совсем тепличными и, главное, чтобы расширить круг общения – Руслан посещает детский клуб “Кайманчик” и детский город “Мастерславль”. В этих пространствах много разных детей. С которыми не всегда удается договориться. Но он учится, пробует.

Возможно, я еще напишу отдельный пост про семейное образование. Если есть интерес к этой теме и желание почитать такой пост – напишите мне об этом.

Возвращаясь к сравнению. Оценивать действия ребенка с позиции “ты сделал еще качественнее, чем вчера” или “ты старался, но сегодня у тебя не получилось” – это наш метод. А сравнивать с другими, чтобы стимулировать стыд, вину и зависть – не наш.

В конце концов, мы хотим помочь сыну вырасти счастливым и самодостаточным человеком. А не просто передать набор знаний и навыков (что тоже важно) и “вывести в люди” любой ценой.

Так и вижу: вышел он такой, в люди. С огромным рюкзаком за плечами. А в нем – вина за то, что он такой не отличник, обиды на нас, боль от постоянного сравнения с другими, страх, что не справится с чем-то…

А потом смотрю на моего задорного, вечно смеющегося, бегущего куда-то, скачущего, прыгающего, вдохновленного, придумывающего всякое сына… и становится мне хорошо. И хорошо весьма )))

Помогайте своим детям стать счастливыми, остальное приложится!


$1.00*/ mo Managed WordPress hosting! Everything you need to succeed online with GoDaddy!

4 Comments

  • Марина Шлепина

    26.04.2019

    Паш, а можно ссылку на пост Юли?

  • Павел Алехин

    27.04.2019

    [id485490386|Зухра],

  • Анна Строкова

    28.04.2019

    Паша, привет ! Очень интересно, пишите ещё )
    Почитала и твой пост, и ее с удовольствием.
    Меня – единственное – пара моментов беспокоит.
    Я сама не считаю нашу модель общего образования идеальной.
    Дело в том, что класс – это социум. Конечно, важно играть с одноклассниками на перемене. Но “он этих детей не выбирал” – это не совсем понятно. А соседей мы выбираем ? А сослуживцев? А того, кто с нами летит в самолёте за соседним креслом ?
    Школа же не для того, чтоб только друзей искать. Она учит. И в том числе обходить “острые углы” с тем, кого ты не выбирал, но вынужден “терпеть”. Просто потому что все нравятся не будут, если ты находишься в каком-то обществе, которое об’единено общей идеей. Получить знания. Детям это не нужно , я понимаю ) их заставляют. И , кстати, правильно делают. Потому что если ребенок будет делать, что хочет, сам понимаешь, это будут мультики, жвачки и так далее в большинстве своем. Детей надо учить. И правила должны быть. По поводу профессионализма учителей – это отдельная песня. Но и школы есть разные. Вы же рассматривали не только классику жанра, как большинство школ, но и , может , какие-то особенные школы, с другой программой, частные, со своими правилами ? С малочисленными классами и так далее. Каких сейчас только нет в Москве…все равно решили остановиться на домашнем обучении ?

Comments are closed.