Исчезнувшие каналы петербурга

ИСЧЕЗНУВШИЕ КАНАЛЫ ПЕТЕРБУРГА

Петербург город на воде. Его первый архитектор Доменико Трезини записал в дневнике, впервые очутившись на месте будущего Града Петра: болота, древесина и вода.

Воды в Петербурге всегда было много. Зазывная фраза путешествие по рекам и каналам Санкт-Петербурга неизменно звучит в самых туристических местах Северной столицы, а поплавать на кораблике такая же обязательная часть программы самого краткого пребывания в городе на Неве, как посетить Эрмитаж, увидеть, как разводят мосты, и побывать в Летнем саду.

Однако в первые десятилетия после основании города воды было значительно больше, и текла она не только по хорошо знакомым нам Мойке, Фонтанке и каналу Грибоедова, но почти по десятку других, ныне исчезнувших с карты города каналов и речек. К слову, многие из них стали улицами, проспектами и линиями. Вспоминаем наиболее известные.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ РОВ

Канал петровской эпохи, протекающий вдоль северного берега Новой Голландии, сохранился (правда, фрагментарно) до наших дней это Адмиралтейский канал, прорытый в качестве рва Адмиралтейской крепости в 1717 году.

Первоначально Адмиралтейство было не только верфью, но и оборонным пунктом новой столицы. Когда Северная война завершилась Ништадтским миром, необходимость в укреплениях вокруг Адмиралтейства отпала, и ров стал транспортной артерией.

В 1730-е годы в районе, где сегодня располагается Площадь Труда, Адмиралтейский ров соединили с Прачечным каналом так на карте Петербурга появился Адмиралтейский канал.

Спустя 100 лет канал начал постепенно исчезать: в 1805 году было решено закопать ров у Адмиралтейства, а в 1842-м часть канала увели в подземную трубу на площади Труда (сейчас это Конногвардейский бульвар).

ВВЕДЕНСКИЙ КАНАЛ

Канал был прорыт в 1807-1810 годах по проекту, разработанному инженером Ф. И. Герардом в 1804 году. Вытекал он из Обводного канала, проходил между бывшими казармами Егерского полка и Витебской железной дорогой, затем пересекал Загородный проспект возле Витебского вокзала и возле Обуховского моста впадал в Фонтанку. Использовался Введенский канал в нуждах судоходства, водозабора, в позднее его постигла печальная судьба сточного коллектора.

Через Введенский канал было перекинуто четыре моста: Егерский мост по набережной Обводного канала; Введенский мост на пересечении с Загородным проспектом;мост-теплопровод напротив 3-й ГЭС; Александровский мост по набережной Фонтанки.

В 1960-е дурно пахнущий водоем в центре города было решено засыпать. На его месте, рядом с Витебским вокзалом, проложили улицу Введенского канала, или просто Введенскую.

КРАСНЫЙ КАНАЛ

В 70-е годы XVIII века был засыпан один из старейших каналов Петербурга Красный. Его вырыли для осушения болотистой местности, и проходил он по границе Марсова поля, соединяя Мойку и Неву. Название свое канал получил позднее, когда рядом построили Красный мост через Мойку.

А вот перекинутый через Красный канал однопролетный гранитный мост уцелел его перенесли на Зимнюю канавку.

ЛИГОВСКИЙ КАНАЛ

Лиговский канал один из самых протяжённых каналов Санкт-Петербурга: до частичной засыпки его длина составляла 23 км.

Канал был сооружён в 1718-1721 годах по проекту Г.Г. Скорнякова-Писарева для снабжения города питьевой водой и подвоза строительного камня из Красного Села. Позднее из него брали воду для фонтанов Летнего сада.

Канал начинался на юго-западе у реки Лиги (сегодня река Дудергофка), вытекающей из Дудергофского озера, и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшей Бассейной ул.) и Греческого проспекта.

От бассейна в 1725-1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали Фонтанку по мосту-акведуку (ныне это Пантелеймоновский мост) и дали ей современное название. Во время наводнения 10 сентября 1777 года фонтаны были разрушены и канал постепенно утратил своё значение.

К концу XIX века Лиговский канал пришёл в запустение и его начали постепенно засыпать. В 1891-1892 годах засыпали бассейн и участок от бассейна до Обводного канала, к 1926 году до Московского проспекта, в 1965-1969 годах до пересечения с Краснопутиловской улицей, а воды канала спустили в реку Красненькую. В наши дни по направлению бывшего канала проходит один из крупнейших проспектов Лиговский.

МАСТЕРСКОЙ КАНАЛ

Мастерской канал пересекал Исаакиевскую площадь до середины XIX века одноименный собор и Медный всадник находились на разных его берегах.

Мастерской канал появился в 1710 году его проложили от Адмиралтейского рва до Крюкова канала для снабжения мастеровых Адмиралтейства. В 1842 году канал засыпали он помешал строительству Манежа.

ЛИНИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА

Пожалуй, наиболее известный петербургский пример исчезновения водных артерий и замены их сухопутными линии Васильевского острова.

Долгое время бытовала легенда, будто линии появились на месте бывших каналов, проложенных по указу Петра и засыпанных по приказу Екатерины II. Легенда гласила, что при жизни Петра успели прорыть только 13 каналов из 27 задуманных и все по вине генерал-губернатора и по совместительству казнокрада князя Меншикова.

Указ, датированный 1723 годом, повелевает на Васильевском острову, где по чертежу быть каналам, и на тех местах до строения каналов для воды выкопать пруды. То есть в 1723 году каналов на месте современных линий еще не было.

Только спустя четыре года были прорыты три канала: между 4-й и 5-й линиями, между 8-й и 9-й и по Кадетской линии. В 1730-м выкопали еще один канал перед зданием Двенадцати коллегий (Менделеевская линия). По всей вероятности, именно эти 4 канала и были закопаны по указу Екатерины в 1767 году.

ТАРАКАНОВКА

Когда-то эта речка была полноценным притоком Фонтанки, протекавшим у юго-западных границ Петербурга. На берегах Таракановки строили дачи и усадьбы знатные горожане.

Однако уже в конце XVIII столетия берега речки стали превращаться в рабочие окраины. В Нарвской заставе выросли заводы и жилые городки для рабочих, а речка стала зловонным водостоком.

В 1906 году был засыпан участок речки от Фонтанки до Обводного канала, а в 1920-е в результате реконструкции района площади Стачек, исчезла оставшаяся часть Таракановки до Бумажного канала.

Источник:
Фото: Засыпанный Лиговский канал.


$1.00*/ mo Managed WordPress hosting! Everything you need to succeed online with GoDaddy!

3 Comments

  • Наталья Корнеева

    15.03.2019

    [id18742380|Ольга], нынеэто Театральный мост. Первое название моста Красный, он стал одной из первых мостовых переправ через Екатерининский канал (бывшее название канала Грибоедова). После строительства каменного моста в начале XIX века он стал называться Перво-Конюшенным в честь Главных императорских конюшен, а с 1849 года Театральным мостом. Название пошло от деревянного театра на Большом лугу (Марсовом поле), который стоял там до 1797 года.

  • Ольга Ролле

    18.03.2019

    Где Марсово поле, а где “поблизости” КРАСНЫЙ мост через Мойку.

  • Светлана Новикова

    31.03.2019

    [id18742380|Ольга], разве там написано “поблизости”? Написано, что канал проходил по границе Марсова поля (что совершенно верно) и соединял Мойку с Невой. Потому Красный мост через Мойку и находился поблизости от канала.

Comments are closed.